Дом быта Асем

Архитекторы:
С.Космериди
В.Алле
Статус:
Никогда не входил в списки памятников
Состояние:
полностью утрачен оригинальный облик
Год постройки:
1976
Стиль:
Модернизм
Город:
Алматы
Адрес:
ул. Пушкина, № 36

Дом быта “Асем”, удобно расположенный близ Зеленого базара, предоставлял населению более 300 услуг. В пятиэтажном многофункциональном центре размещалось комплексное предприятие “Служба быта” со своими приёмными пунктами и производственными мастерскими.

Основное здание, прямоугольное в плане, вытянуто вдоль ул. Пушкина между улицами Жибек Жолы и Макатаева. Оно состоит из двух павильонов различной длины, между которыми был сделан вертикальный акцент в виде симметричных металлических консолей на вантах. Под ними находился главный вход в здание и пассаж, который вел к рынку. 
Архитекторы решили проблему перепада высоты рельефа, который составлял 6 м., созданием двухуровневей эспланады. С южной стороны ее формировала платформа от ул. Жибек Жолы, с которой имелся выход на балкон второго этажа, опоясывавший здание. Широкая лестница вела с платформы на нижний уровень эспланады, с которого имелся доступ к помещениям на нижнем полуоткрытом этаже со сплошным витражным остеклением.

Во время реконструкции, основным мотивом было сейсмическое усиление, здание фактически было разрушено.

Вертикальный элемент
Вертикальные элементы, которые располагались между павильонами, были задуманы как две ладони, обращенные к небу. Идея заимствовали из проекта французского архитектора Ле Корбюзье в Чандигархе (Индия). Вертикальный акцент визуально разрывает 170-метровую плоскость сооружения, придавая ему динамику. Бетонные “руки”, весом в 7,5 т. каждая, должны были остаться в едином стиле фасада, но в ходе строительства одна из них оказалась несколько повернутой. Для выравнивания симметрии, их “одели” в алюминиевую оболочку.

Солнцезащита
В декоре фасада был применен рисунок прямоугольных решетчатых панелей, поэтажно закрепленных консолями на верхних трех этажах. Благодаря такому решению солнцезащиты, орнаментированному в восточном стиле, здание обрело архитектурную выразительность. В центре фасада северного павильона четыре звена решеток заменяло рельефно-мозаичное панно.