Во время строительства объект именовался Клубом культуры
Казпотребсоюза, но ко времени официального открытия
получил название Дворца им. Ленина.
Здание дворца замыкает пр. Абая, образуя один из важнейших
планировочных узлов города – площадь Абая. Является частью
единого ансамбля с башней гостиницы “Казахстан”,
противопоставляющей и усиливающей его форму. Кроме того,
приземистый характер здания Дворца обеспечил своеобразное
продолжение окружающего ландшафта и органично сочетался с
горным пейзажем.
Объемно-пространственная композиция здания включает
концертный зал, восточный, южный и северный павильоны,
свободно располагающиеся под единой мощной кровлей. Каждый
фасад здания первоначально имел свой архитектурный облик,
обусловленный функциями интерьеров и градостроительными
условиями. Планировка вестибюля и фойе создает единое
многоплановое пространство по двухуровневой структуре, в
которой верхний ярус приподнят на пол-этажа. Ярусы
соединены системой лестниц. Парадный вход в здание
расположен на втором этаже. К нему ведет широкая лестница,
перетекающая в балконы на боковых фасадах. Под ней скрыт
проезд для автомобилей и входы на первый этаж здания,
ведущие прямо в фойе.
Зрительный зал имеет форму трапеции, сужающейся к сцене.
Рассчитанный на 3000 мест (ныне - 2567 мест), он решен
единым амфитеатром без балкона и бельэтажа. Также в здании
предусмотрены два репетиционных зала. Фасады Фасады имели
интернациональную, в контексте модернизма, архитектурную
тональность.
Главный фасад был решен вертикальным ритмом линий
солнцезащиты, создававших четкий, напряженный ритм.
Композицию дополняли широкие поверхности балконов и
перекрытий многоярусного фойе, а также узкие линии,
которыми были очерчены окна верхнего яруса. При этом
главный фасад отличался легкостью благодаря сплошному
остеклению нижнего этажа.
На боковых фасадах горизонтальный мотив был усилен линией
балкона третьего этажа и глухой плоскостью верхнего этажа,
отмеченной узкими окнами-бойницами. В западной части
фасады прерывались кубической вставкой, а ближе к середине
- скругленным ризалитом лестничной клетки. Козырёк с
консолью на боковых фасадах акцентировал служебные входы.
Отделочные материалы
Торжественность архитектуры здания дополнялась
использованием естественных материалов в отделке фасадов.
Главный фасад, выходящий на площадь им. Абая, был отделан
мрамором, образуя ритмичный геометрический рисунок.
Боковые фасады были облицованы розовым ракушечником из
Мангыстау.
Козырёк
Художественный образ здания являлся своеобразным синтезом
особенностей культурного контекста, который проявился в
традиционной теме шатра. Она была выражена в форме мощной
кровли и ее композиционном главенстве. Шатер кровли
опирается на 8 железобетонных опор. Конструкции стен, не
доходя до низа кровли, создавали впечатление ее парения в
воздухе. Кровля необычна тем, что ее загнутые кверху
козырьки на главном и дворовом фасаде перетекают в потолок
внутри здания. В козырьки были встроены лампы, которые
подсвечивали фасад в ночное время. Богатство пластики
кровли было усилено эффектным покрытием -золотистой
ячеистой поверхностью, диагонально облицованной
алюминиевыми пирамидально-ромбическими элементами.
Реконструкция
В 2010 году Дворец Республики был закрыт на реконструкцию,
впервые за 40 лет его работы. Работы включали в себя
сейсмоусиление стен и перегородок. Оригинальные материалы
были заменены на новые без учета достоверности. Пластику
фронтального фасада, состоявшую из вертикальных линий,
заменила сплошная стеклянная штора, а парные несущие
пилоны в ходе реконструкции были украшены капителями.
Реконструкция была выполнена в рамках Государственной
программы сохранения памятников истории и культуры
республиканского значения, однако ее итогом стал полностью
изменённый архитектурный облик здания.