ВВЕДЕНИЕ

Архитектура и градостроительство или, как все чаще теперь говорят, урбанизм - это многосложное, системное сотворчество целого ряда профессионалов, направленное на создание благоприятной и гармоничной среды. Кроме задачи создания оптимальных условий для работы и отдыха, городская среда обладает удивительной способностью воздействовать на эмоциональный настрой человека.

Сохраняя на улицах городов отголоски и следы прошлого, будь то в сохранившихся зданиях и памятниках или в новых постройках, возведенных с учетом сложившихся традиций, мы сообщаем нашим городам особую «временнУю емкость». Благодаря ей мы можем наглядно ощутить связь эпох, преемственность традиций и приблизиться к пониманию того, что же это такое - «мой дом». И чем старше город, тем он богаче; не просто памятниками, но символами, знаками - той особой аурой, которая создает духовное насыщение культуры.

Всякий развивающийся город является живым организмом. Пытаться сохранить все - значит остановить развитие. Отбор необходим и неизбежен. Именно выборочное, тщательно контролируемое сохранение приводит к сочетанию разновременно созданных элементов в единую систему, раскрывающую «связь времен».

Проблема сохранения культурного наследия неотделима от вопросов становления нового, она имеет комплексный характер и может быть решена только в неразрывной связанности развития обширных пространственных систем. Нельзя сохранять наследие как сумму изолированных объектов-памятников. Мало расширить физические пределы того, что входит в определение «памятник». Нужно осознать, что «памятник» является не замкнутым объектом или пространственным комплексом, а частью города в целом, и всецело зависит от взаимосвязей, возникающих в его системе.

1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1.1. Доверненский период

 

Центральная историческая часть города, сложившаяся на прямоугольной сетке улиц Верного, обладает определенными характерными особенностями, так называемым алматинским стилем. Самые яркие из них – это, безусловно, обилие зелени и небольшая этажность зданий, сомасштабная человеку. Великолепные панорамы гор, которые еще не везде загромождены высотными новостройками, и журчащие арыки дополняют почти идиллическую картину, чудом сохранившуюся в некоторых уголках Алматы.

Еще в XIX веке общеизвестным фактом было существование на территории Верного средневекового городского поселения. Многие здания этого города были выложены из жженого кирпича, который жители Верного разбирали на свои нужды.

Самым распространенным материалом для жилых домов в Центральной Азии был саманный кирпич или пасха - т. е. битая глина. В домах из необожженной глины обитали как зажиточные горожане, так и бедняки. Сам факт широкого применения жженого кирпича говорит об уровне развитости поселений на территории современной Алматы.  Археологические материалы - керамические изделия, водопроводы, изделия из черного и цветных металлов - свидетельствуют о не менее чем тысячелетнем возрасте Алматы.

Современная наука выделяет несколько критериев для определения поселения как города, причем для разных общественных формаций и регионов они могут не совпадать. Так, для центральноазиатских городов, в дополнение к их торговым, ремесленным и административным функциям, считается обязательным наличие цитадели, шахристана (внутренний город, где проживала знать и зажиточные люди) и рабада (торгово-ремесленное предместье).

В нашем случае, территория Алматы полностью занята современным городом. Из-за этого  не удается четко очертить его границы и определить планировку. Руинированные фрагменты сохранились лишь на южных и северных окраинах современного Алматы. Тем не менее, ряд признаков и письменных источников указывает на то, что Семиречье было важным районом средневековой урбанизации, а Алматы - городом, расположенным на одном из отрезков Великого шелкового пути. В нем развивались разнообразные ремесла, существовали водопровод и канализация, чеканились монеты.

При этом, приходится констатировать, что архитектурные памятники древнего Алматы - хотя бы в руинированном состоянии - утрачены безвозвратно, хотя еще в 1894 году архитектор П.В. Гурдэ показывал востоковеду В.В.Бартольду развалины кирпичных домов высотой в 2-3 метра и можно было с точностью определить направление всех улиц.  

1.2. Верный

В 1854-1855 годах на месте поселения было основано укрепление Верное, Большая и Малая станицы и Татарская слобода. В 1867 году укрепление переименовали в город Верный – административный центр вновь созданной Семиреченской области. Первый проект генплана был составлен в 1868 году созданным тогда комитетом по устройству города и представлял собой был план расширения городской черты за счет изъятия окружающих земель у сословных казаков. Планировка отличалась схематичностью, с небольшими кварталами размером в 1.5-2 га и сеткой улиц шириной в 35 м.

Путешественники отмечали отлично выбранное для города место, его планировочные особенности и озеленение («дома тонут в зелени садов и аллей, идущих вдоль улиц»; «журчащие арыки несут прохладу и умиротворение»; «город расположен в красивейшей местности у подножия гор»). Многое из этих заслуг являлось продолжением традиций доверненских поселений, арыки которых задали направление меридианальных улиц в Верном.

Город, несмотря на довольно высокий административный статус, ввиду удаленности от метрополии и отсутствия железнодорожного сообщения, был глубоко провинциальным, что отражалось на характере застройки. Отсутствие предприятий стройиндустрии и удаленность от промышленных центров создавали непреодолимые препятствия для полноценного развития архитектуры. До землетрясения 1887 года в городе было несколько кирпичных зданий (гимназия, дом губернатора, церковь, управа), которые, судя по фотографиям, были типичными примерами господствовавшей тогда эклектики.

Массовая жилая застройка с небольшим количеством кирпичных домов, в основном, бла представлена саманными и деревянными мещанскими постройками, которые тяготели к так называемому «народному жилью», то есть домостроительству вне какого-либо стиля и архитектурного контекста как такового.

Катастрофа 1887 года внесла существенные коррективы в строительную практику Верного. Лучше всего во время сейсмических толчков показали себя деревянные строения. Это склонило городские власти к широчайшему, практически исключительному, применению деревянных конструкций, лес для которых заготавливался в предгорьях. Тяньшанская ель, или ель Шренка, отличается высокой прочностью и большей устойчивостью к гниению. Так в застройке Верного, помимо мещанских домов «вне архитектуры», стала преобладать упрощенная провинциальная версия деревянного зодчества.

На этом фоне заметно качественно выделялись постройки П. Гурдэ (часовня, детский приют, мужская гимназия, дом купца Габдулвалиева) и более лапидарные, но искусные в инженерном плане здания А. Зенкова. Стиль деревянного модерна не дошел до Верного, хотя и был довольно популярен в российской провинции.

Ряд верненских построек взят под государственную и местную охрану. Они представляют собой отдельно стоящие здания, вкрапленные в современную застройку, и не дают представления о типичной городской застройке конца XIX – начала XX веков. Однако, представляется вполне реалистичным проект создания своеобразного резервата, состоящего из 3-4 кварталов в северо-восточной части города, где, наряду с объектами in situ могли бы быть собраны - учитывая возможность переноса деревянных домов - все типы верненских жилых домов. Это нужно сделать срочно, так как большинство старых домов обречено на уничтожение, согласно плану развития Алматы.

1.3. Становление столицы: 1920-30 гг.

В 1921 году собранием ЦИК Туркестанской АССР Верный переименовывается в Алма-Ата. Город продолжал оставаться провинциальным захолустьем вплоть до 1929 года, когда в Алма-Ату переехала столица Казахстана. Решение о переносе было принято в 1927 году. Тогда же был объявлен всесоюзный конкурс на проектирование Дома правительства, в котором участвовали крупнейшие архитекторы СССР. Победителем стал Моисей Гинзбург, один из основоположников конструктивизма в советской архитектуре. Ему же было поручена разработка проекта ансамбля зданий вокруг Дома правительства.

Ввод в действие Турксиба и перенос столицы республики способствовали началу активной застройки города. Нужно было разместить десятки новых учреждений и организаций, а также обеспечить жильем бурно растущее население. Если в 1929 году в городе поживало 71 тыс. человек, то в 1937 году - уже почти 200 тыс. жителей.

До 1936 года продуманного генплана не было - были лишь определены главные улицы и участки строительства главных зданий. Административный центр города сложился в черте нынешних улиц Кабанбай  батыра, Абылай хана, Казыбек би и Фурманова. Здесь возвели новые дома наркоматов (министерств), здание Верховного Совета Казахской ССР, Дом культуры (ныне Казахконцерт), кинотеатр «Ала-Тау» (позднее был переделан под ТЮЗ, в 1987 г. снесен), Государственный банк (не сохранился), ряд учебных заведений.

Для рядового жилья, главным образом, возводились каркасно-камышитовые одно- и двухэтажные дома без удобств. Построенные как временные сооружения, некоторые из них дожили до нашего времени. С середины 1930-х годов началось строительство капитальных трех-, четырехэтажных жилых зданий с удобствами — т.н. «жилкомбинатов». Первый из них, построенный в 1936 году на углу улиц Фурманова и Кабанбай батыра по проекту Н.А. Борисенко, нес черты конструктивизма. Последующие «жилкомбинаты» возведены в стилях ар-деко и неоклассицизма. Высокими архитектурными качествами отмечены жилые дома, спроектированные выпускником Варшавской Академии художеств Яном Станкевичем. Это дома на углу улиц Кабанбай батыра и Абылай хана, а также на пересечении улиц Богенбай батыра и Фурманова.

Конструктивизм был господствующим стилем архитектуры крупных административных и общественных зданий Алматы первых лет после переноса столицы. В этом стиле были выполнены Государственный банк, здание ГПУ, а также здания правительственного ансамбля, разработанные под руководством М. Гинзбурга. Переход от архитектурного авангарда, представленного в Алма-Ате конструктивистами, к следующему стилевому периоду был растянут во времени. Некоторые историки архитектуры считают, что ему на смену пришел постконструктивизм, но большинство авторов относят советскую архитектуру середины 1930-х до середины 1950-х годов к неоклассике, также известной как «сталинская архитектура».

При этом, многие ее образцы по своему художественному языку являются локальной разновидностью международного стиля ар-деко. Более близки к нему здания именно переходного периода, т.е. 1930-х годов. В Алматы к этому стилю можно отнести здание управления Турксиба по ул. Панфилова, фасад которого украшали скульптуры рабочих; бывшее здание министерства финансов на углу улиц Толе би и Абылай хана с характерным для советского искусства барельефом; первый корпус мединститута, ныне здание института иностранных языков по ул. Толе би; изящное небольшое здание бывшего треста Главпиво на пересечении улиц Кунаева и Кабанбай батыра.

Формула советской архитектуры, как и всего искусства – «национальная по форме, социалистическая по содержанию» - стала воплощаться в архитектуре Казахстана к концу 1930-х годов. «Пилотным» проектом, которому была поставлена задача «освоения национального наследия», стал проект Казахского национального государственного театра (ныне ГАТОБ им. Абая). За композиционную основу была взята структура Санкт-Петербургского Александринского театра. Национальный «колорит» придавали зданию обильным декором, основанным на казахском орнаменте. Также для подтверждения «восточности» архитектуры, стала применяться стрельчатая арка.

1.4. От неоклассики к модерну: Архитектура 1940-50-х гг.

Вторая мировая война на несколько лет отодвинула реализацию генерального плана города. Город вырос благодаря эвакуации целого ряда промышленных предприятий, организаций и учреждений. Проблема острого дефицита жилья лишь частично решалась, как и ранее, возведением каркасно-камышитовых и сырцовых бараков без всякого благоустройства. В конце 1940-х годов строительство в городе стало возобновляться. Впервые стали применяться повторно применяемые проекты капитальных жилых домов. Они еще не стали типовыми проектами, но, внося упорядоченность в проектные решения, позволяли создавать некоторое единство застройки.

На этот период приходится финальная стадия неоклассического направления сталинской архитектуры, которое включало в себя черты классицизма, ампира и эклектики. В Алматы этот период был отмечен попытками создания «национального стиля». Впрочем, они сводились лишь к применению украшений в стиле казахского орнамента. Отсутствие разработанной теории архитектурного орнамента часто приводило к неоправданному использованию несвойственных архитектуре текстильных мотивов.

К наиболее значительным постройкам послевоенной поры можно отнести здание нового Дома правительства и комплекс Академии наук КазССР, ставший последней крупной работой А.В. Щусева. Вызывают интерес несколько построек А.А. Леппика – такие, как жилой дом сотрудников ЦК КПК (адрес?), здание Союза писателей Казахстана на пр. Абылай хана. Хорошо вписалось в пространство площади перед Домом правительства здание Казпотребсоюза архитектора Б.Н. Стесина.

Решения партии и правительства 1955 года и последовавшие за ним программные документы об индустриализации строительного комплекса, производстве сборных железобетонных изделий, «борьбе с излишествами» и т.д. означали закат монументального классицизма и возвращение к функциональной, более аскетичной архитектуре. В сущности, это было возвращением к модернизму, развитие которого было прервано в 1930-е годы.

Существенным отличием советской архитектуры второй половины ХХ века стало то, что она опиралась на весьма ограниченный круг типовых проектов и предполагала массовое строительство с использованием заводских стандартных блоков и конструкций. Это предполагало полную смену приемов градостроительства, методов проектирования и строительства, приводя к упрощению проектов, снижению их архитектурных качеств и серьезному ограничению творческих возможностей архитекторов. Однако здания, спроектированные в прежние времена, продолжали возводить в конце 1950-х и начале 1960-х, упрощая их архитектуру и лишая декора. Подобным примером является здание партийной школы (ныне КИМЭП).

Строительство экономичного массового жилья стало вестись в основном по типовым проектам, включая общесоюзные серии. Их адаптацией для условий повышенной сейсмичности занимался институт «Казгорстройпроект». Помимо кирпичных домов институт разрабатывал проекты крупнопанельных зданий для массовой застройки — как жилищных, так и общественных объектов.

Резкое увеличение объемов строительства и необходимость сосредоточить жилые массивы на крупных площадках, свободных от застройки, привели к необходимости освоения территорий на юго-западе Алма-Аты. К концу 1950-х годов система крупных кварталов уже не удовлетворяла растущие потребности города. Потребовались новые принципы планировочной организации городской территории, и с 1960-х годов новые территории застраивались по принципу создания микрорайонов.

В конце 1950-х в Алматы приехало значительное количество выпускников центральных архитектурных факультетов. Наставником и руководителем для них стал Н.И. Рипинский, занимавший пост главного архитектора проектного института «Казгорстройпроект». Школа Рипинского и его роль лидера архитектурного процесса в Алматы была особенно заметна в годы перестройки строительного комплекса страны.

Они формировали т. н. лагерь «прогрессистов», с энтузиазмом воспринявший требования функционального и технологического подхода к строительству. Творческий коллектив «Казгорстройпроекта» начал осваивать новый язык архитектуры, во многом суровый и аскетичный, коренным образом отличающийся от помпезности сталинского ампира. С ними соперничал лагерь «традиционалистов», представленный архитекторами, получившими образование в 1930-х годах и уже освоившими на практике «метод социалистического реализма» и отстаивавшими доктрину национального стиля.

Таким образом, в конце 1950-х - начале 1960-х советская архитектура вернулась в первую треть века, тогда как на Западе уже прощались с интернациональным стилем. Пресытившись аскетизмом и однообразием форм, мир вступал в полосу постмодернизма через обогащение пластики и «новый брутализм». Советским архитекторам предстояло сначала решить жизненно важные социальные задачи, а затем заново осваивать современные методы проектирования и строительства.

1.5. Типизация vs уникальность: Архитектура 1960-1980-х

Большие объемы объектов массового строительства в СССР определили необходимость индустриализации методов возведения и их типизации - отбора наиболее оптимальных, экономичных решений для их многократного повторения. Этот путь имел серьезные эстетические недостатки, ведь репликация типовых объектов придавала застройке советских городов монотонный, невыразительный характер, и не учитывала природные и культурные различия. Больше оправдал себя метод типизации отдельных фрагментов здания (блок-секций), но и он не решал проблему кардинально. Все, что могли сделать архитекторы союзных республик для придания своеобразия массовой застройке, это вернуться к испытанному в прошлом средству – орнаменту.

Сейсмический фактор в некоторых случаях помогал архитекторам и властям Алматы обойти насаждавшийся по всей стране стандарт. Большинство типовых проектов, разработанных в центральных проектных институтах СССР, не учитывали сейсмичности, и для многих общественных и административных зданий в Алматы разрабатывались индивидуальные проекты. Благодаря этой особенности в городе появились интересные объекты, ставшие не просто функциональными зданиями, но и произведениями искусства архитектуры.

Другим важным обстоятельством, сыгравшим важную роль в развитии Алматы и появлении здесь полноценной городской среды, было внимание к проблемам Алматы со стороны руководителя республики Д.А. Кунаева. Благодаря его стараниям оказалось возможным появление таких уникальных архитектурных объектов как Дворец Республики, гостиница «Алма-Ата», кинотеатр «Арман», Аппаратно-студийный комплекс телевидения, Республиканская библиотека, здание ЦК ЛКСМ, автовокзал «Саяхат» и др.

Архитектура 1960-х – середины 1980-х годов в стилистическом отношении являет собой локальную ветвь послевоенного модернизма, в котором можно усмотреть как признаки брутализма, так и некоторые черты постмодернизма. Причем элементы постмодерна на почве казахстанской архитектуры имеют два источника – это поиски региональных и национальных основ и внешнее влияние, воспринятое молодыми архитекторами через ознакомление с зарубежными образцами.

Во второй половине XX века в художественной культуре Запада возникла совокупность тенденций, получивших название постмодернизм. Будучи связанным с радикальной переоценкой ценностей авангардизма, он в корне изменил ситуацию в искусстве и архитектуре. Постмодернизм - не жанр, не стиль и не школа, а набор характеристик творческого поведения. Наиболее важные из них: «двойное кодирование» (игра с несколькими разными смыслами); преодоление жанровых мировоззренческих границ; ироничность как способ дистанцироваться от условностей; прямое и скрытое цитирование. Вместо войны с традицией постмодернизм провозгласил сосуществование с ней и принципиальный стилистический плюрализм. Постмодернизм, отвергая рационализм интернационального стиля, обратился к наглядным цитатам из истории искусства, к особенностям окружающей среды, сочетая их с новейшими достижениями строительных технологий.

 

С 1980-х годов некоторые молодые архитекторы Казахстана активно искали пути повышения разнообразия и эмоционально-образной выразительности архитектуры, движимые идеями постмодернистов. Поиски нового архитектурного языка шли по пути отрицания симметричных планов, отказа от прямоугольных схем и плоских фасадов. Острота и своеобразие решений достигались крайней индивидуализацией форм и уходом от стандартизации.

 

Советская массовая архитектура 1960-1970 годов перевыполнила завет Миса ван дер Роэ, утверждавшего, что «меньше значит больше», и превратила архитектуру в банальное домостроительство, невольно подтвердив ироническую фразу Вентури «меньше значит скучнее». Призыв же последнего к «беспорядочному жизнелюбию», заменяющему «очевидное единство» модернизма, пришелся по душе молодым архитекторам 1970-1980-х годов, пытавшимся вырваться из плена всеобщей экономии и нищенских стандартов при помощи постмодернизма - экспрессивного, историчного и эклектичного подхода. ПРИМЕРЫ?

1.6. Вырождение постмодерна в китч: Архитектура независимости

Еще больший успех постмодернизм обрел после развала СССР. Новый заказчик интуитивно оценил плюрализм новой проектной стратегии, плавно переходящей в популизм и далее в китч. В новой ситилистике четко прослеживается рекламно-дизайнерский метод проектирования в угоду разнообразных прихотей и навязчивых идей – от «дворянских усадеб» и «дворцов» до безумных экспериментов в экзотических этностилях. Постмодернизм стал удобной ширмой для прикрытия как низкого уровня культуры и амбиций заказчиков, так и степени конформизма и профессионализма архитекторов. И это еще один весомый резон для сохранения эстетических ценностей исторической части города, созданной трудом настоящих профессионалов.

В пестром ландшафте сегодняшней архитектуры, развивающейся под заметным воздействием постмодернизма, в котором отсутствует какое-либо стилевое единство, сосуществуют различные направления, которым в силу своих наклонностей или требованиям заказчика следуют отдельные архитекторы. Среди этих направлений можно выделить такие, как возрождение классицизма и неомодернизм. В стремлении возродить язык классической архитектуры выражена реакция на длительное господство интернационального стиля с его аскетическим рационализмом и отсутствием должного внимания к местным особенностям и индивидуальным запросам. Однако продолжающаяся во многих странах жизнь модернизма свидетельствует о том, что идеи функционализма, заложенные в начале ХХ века, все еще актуальны. Где-то рядом с неомодернизмом или непосредственно в русле его течения пребывает хай-тек, направление, осваивающее инновационные разработки передовых отраслей науки и техники и развивающее традиции конструктивизма. Недалеки от модернизма идеи минимализма, проповедующие изысканный пуризм, чистоту и сдержанность форм. Экологическая архитектура также питается некоторыми постулатами, обоснованными в эпоху модернизма.

В этой части непонятно, речь об Алматы или нет. Спросите автора, можно ли добавить что-то сюда, чтобы это была полноценная подглавка?

2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АЛМАТЫ

Исторический центр – это наиболее важная структурообразующая часть города, его ядро, сердцевина. Это место, где наиболее четко прослеживается преемственность развития города и градостроительства, наслоение эпох и ход времени. Многофункциональность, совмещенность всех сторон городской жизни, насыщенность объектами архитектурного наследия и, как следствие, оживленность центра составляют его главную особенность и привлекательность.

Однако именно эта привлекательность - не только для горожан, но и для потенциальных инвесторов - делает центральную часть города особенно уязвимой в плане сохранения культурного наследия и организации гармоничной среды обитания.

Важнейшей проблемой города в последние десятилетия стало плохо регулируемое развитие, обусловленное строительным бумом, отсутствием четко определенного статуса города и режимов регулирования строительной деятельности на его территории. В итоге мы получили: хаотичность и случайность застройки, включая территорию исторического центра, проблемы транспортных и инженерных сетей, ухудшение состояния воздушного бассейна и гибель зеленых насаждений.

Более того, Алматы утратил ряд историко-архитектурных памятников, включая древние и средневековые, а также целые градостроительные ансамбли. Картину довершает непродуманный, непрофессиональный и часто волюнтаристский характер средового дизайна, часто близкий к определению непредумышленного вандализма. Китч малых архитектурных форм, реконструкция и оформление первых этажей зданий для коммерческой деятельности, уличная и локальная реклама убивают красоту зданий, улиц и города в целом.

В результате этих изменений можно говорить о потере городом не только образа целостного произведения градостроительного и архитектурного искусства, но и его характерного гуманистического облика – сомасштабного человеку и обладающего своей особенной стилистикой.

3. ЗАДАЧИ, ТРЕБУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ

Именно массовая рядовая застройка, включающая в себя отдельные уникальные объекты, создает характер городской среды. Не случайно в международной практике охраны культурного наследия каждый памятник должен иметь обширные охранные зоны, которые сформированы стилистически адекватными памятнику зданиями и сооружениями.

Реальной базой для гармоничного развития и сохранения исторического ядра города может стать Реестр зданий и сооружений, расположенных в границах исторического центра. Этот реестр должен включать в себя не только архитектурные и исторические памятники, но и весь состав рядовых капитальных жилых и прочих зданий, составляющих так называемую «ткань города».

Объектами охраны массовой застройки могут стать самые характерные типологические элементы городской среды, такие, как отдельный дом или группа домов (ансамбль), квартал, площадь, отрезок улицы, бульвар и т.п. Такая объемная работа позволит определить и выделить зоны охраняемых и регулируемых территорий, что приведет к увеличению туристской и прочей привлекательности центральной части города в плане привлечения инвестиций, необходимых для оптимизации и усовершенствования среды.

Начало этой работе может положить более расширенный, чем ныне действующий, Перечень памятников государственного и местного значения, уточненный и дополненный последними исследованиями. На его основе нужно выделить охраняемые зоны, зоны регулируемой застройки, а также участки реконструкции, регенерации и возможного сноса зданий с использованием освободившихся территорий для решения насущных проблем города и развития инфраструктуры.

К категории архитектурного памятника следует отнести здания и сооружения, отличающиеся невосполнимостью, имеющие эталонный или уникальный характер, представляющие историческую, эстетическую, научную, культурно-воспитательную ценность для настоящего и будущих поколений. При этом критерии подлинности и цельности памятника являются главными.

Объекты жилой застройки, не отличающиеся особыми архитектурными достоинствами, также могут рассматриваться в качестве памятников культурного наследия в том случае, когда они составляют ансамбль застройки. В этом случае они обретают статус «ценного средового здания или сооружения».

При формировании реестра необходимо проведение историко-архитектурной экспертизы каждого объекта, предлагаемого для включения в реестр. Перечень объектов культурного наследия будет существенно отличаться от нынешнего списка памятников. По ходу этой объемной, кропотливой, но важной и необходимой работы , будут выявлены неучтенные объекты культурного наследия, являющиеся ценными для истории Алматы, которые могут пополнить перечень охраняемых государством объектов.

Основными критериями для отнесения здания или сооружения к объектам культурного наследия послужат:

- архитектурная ценность – стилевая выразительность, индивидуальность, высокие эстетические качества, использование при проектировании и строительстве передовых приемов, методов, материалов;

- градостроительная ценность – влияние памятника на окружающее пространство, его организующая и доминирующая роль, либо ансамблевый характер застройки территории;

- мемориальная ценность объекта, при определении которой следует учитывать значимость личности или события;

- подлинность, свидетельствующая о его историческом прошлом, и цельность.