Фото: Жанара Каримова, Дидар Кушманов, Алмас Ордабаев

Завершается реновация гостиницы «Алматы», и совместно с ArchCode Almaty мы рассказываем историю этого здания и показываем, почему современная реконструкция только отдаляет нас от оригинала.

Гостинице «Алма-Ата» предшествовал «Дом Делегатов», построенный в 1933 году, бывший на тот момент главной гостиницей города, и снесенный в начале 80-ых годов, чтобы освободить место для здания центральной АТС (ул. Панфилова-ниже Кабанбай батыра). 

На месте нынешней гостиницы «Алматы» находилось построенное ещё в верненский период деревянное одноэтажное здание, в котором уже в советское время расположилась школа №10. Она уступила место куда более крупному сооружению, ставшему одним из главных достижений казахстанской архитектуры 60-ых и достопримечательностью города. 

 

Проектированием здания занимались специалисты Казгорстройпроекта, главным среди авторов выступал Николай Иванович Рипинский, вместе с ним работали архитекторы Картаси и Косов.

Строительство гостиницы началось в 1965 году. Для оптимизации затрат на строительство в конструкции каркаса использовали сборные железобетонные элементы, размещенные на монолитном «столе» первых двух этажей. Примечательно использование крестообразных ригелей, центр которых крепился к вершине колонн, а соединение с другими ригелями устраивалось в середине пролёта. 

Здание гостиницы было настоящим небоскрёбом для своего времени, хотя в нём всего 8 этажей, а общая высота составляла чуть больше 30-ти метров.

Используя строгий язык модернистской архитектуры, авторы смогли создать эффектную композицию. В ее основе — изогнутый в середине восьмиэтажный корпус, раскрывающий пространство перед театральной площадью. Эту форму словно потоки воздуха обтекают непрозрачные полосы ограждений балконов, имеющие лёгкий голубой оттенок. Развитие динамики поддерживают вынесенные относительно края первых двух этажей на 3 метра торцы корпуса, где сплошное остекление южного и северного фасада вступает в контраст с глухой поверхностью торцевой стенки. 

Непрозрачность балконных ограждений обеспечивала оригинальный визуальный эффект: ограждение словно бы отсекало город из поля зрения гостя, оставляя его один на один с панорамой пиков Заилийского Алатау, создавая иллюзию, словно тот находился не в самом центре столицы, а на борту теплохода у горного берега.

В отделке балконов использовался новый для того времени материал — стемалит. Это стекло, в которое под действием высокой температуры «вжигается» краска. Полученный оттенок сохраняется в стекле навсегда, а само оно в результате термической обработки получает дополнительную прочность. 

Кроме того, с южной стороны балконы играли роль своеобразной солнцезащиты, закрывая гостиничные номера от палящего летнего солнца.

В комнатах были установлены окна во всю ширину и высоту внешней стены, а центральный сегмент окна поворачивался вокруг своей оси, служа одновременно и фрамугой и дверью на балкон.

Интерьеры гостиницы обладали интересным колористическим решением. Так, например, в вестибюлях на этажах были жёлтые шёлковые шторы, стены кабинетов люксовых номеров были окрашены в коричневый цвет, гостиные — в лимонный, спальни — в зелёный. Но в таком модернистском сооружении, конечно же, господствовал белый цвет.

 

В гостинице на момент открытия имелось 264 номера, из них 10 полулюксов и 24 люксовых номера, способных одновременно принять 480 гостей. В северной части здания располагался ресторанный корпус. Первый этаж занял ставший впоследствии очень популярным ресторан «Иссык», рассчитанный по проекту на 250 мест. В нем был зал торжеств, главной деталью которого выступало волнообразное панно «Морское дно», отделанное золотой смальтой. 

 

 

Ссылка на полную статью